В 2005 году на своей 33-й сессии Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила резолюцию, в которой провозгласила 27 октября Всемирным днём аудиовизуального наследия (World Day for Audiovisual Heritage) — в ознаменование годовщины принятия в 1980 году Рекомендации об охране и сохранении движимых изображений и в качестве механизма для повышения общей информированности о необходимости принятия срочных мер для признания важности аудиовизуальных документов как неотъемлемой части национальной идентичности.
В резолюции подчеркивается, что для сохранения аудиовизуального наследия требуются особые усилия, поскольку носители информации весьма уязвимы и недолговечны. И каждый год День посвящён определённой теме в рамках данной проблемы.
К аудиовизуальному наследию относятся фильмы, радио– и телевизионные программы, аудио– и видеозаписи. Массовое распространение подобных документов началось в 20 веке, а сейчас они являются одним из основных носителей первичной информации. Они помогают преодолевать языковые и культурные границы, одинаково эффективно воспринимаются на слух или визуально как грамотными, так и неграмотными людьми. Другими словами, аудиовизуальные документы стали дополнением к традиционным письменным носителям.
По словам генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, аудиовизуальные материалы «следует рассматривать как зеркало человеческого творчества и живую ткань наших культур».
Аудиовизуальное наследие по своему характеру уязвимо. В связи с этим ЮНЕСКО взяла на себя ведущую роль в деле сохранения этих недолговечных материалов и обмена ими. Созданный в 1997 году международный реестр «Память мира» насчитывает в настоящее время около 200 наименований документального наследия, включая аудиовизуальные, которые имеют всемирное значение.
А в рамках таких инициатив, как Всемирный день аудиовизуального наследия и Программа всемирной памяти, постоянно ведётся кропотливая профессиональная деятельность специалистов по сохранению наследия, что даёт толчок к рациональному использованию целого ряда технических, политических, социальных, финансовых и других факторов, которые угрожают сохранению культурного наследия.
Кстати, аудиовизуальная история России хранится в Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм. Архив насчитывает порядка 1,5 миллиона единиц.
Потомкам будет интересно
Какие мы тут пели песни, какие фильмы мы смотрели,
Какою жизнь была на самом деле.
Для них все это сохраним,
Наследьем этим удивим!